Смазка планетарной втулки Shimano NEXUS SG-3C41 с ножным тормозом

Смазать планетарку NEXUS SG-3C41

может любой велосипедист, который знает за который конец держать отвертку.
В основе втулки — одноступенчатый планетарный редуктор с четырьмя сателлитами. При работе планетарки три элемента редуктора: водило с сателлитами, солнечная шестерня и внешний зубчатый венец (коронная шестерня, эпицикл) вращаются каждый со своей скоростью. В нашем случае зубья солнечной шестерни нарезаны на неподвижной оси втулки.
Переключение передач втулки  Shimano NEXUS SG-3C41 осуществляется присоединением звездочки и корпуса втулки, связанного спицами с ободом колеса, в различных комбинациях  к частям планетарного редуктора, вращающимся с собственными скоростями.

При включенной первой передаче звездочка соединяется с коронной шестерней, а стакан втулки с водилом.
Вторая передача прямая, звездочка соединяется со стаканом, а шестерни вращаются вхолостую с минимальными потерями.
Третья, ускоряющая передача получается при соединении звездочки с водилом, а корпуса втулки с зубчатым венцом.

В процессе переключения кроме крупных силовых элементов участвуют мелкие детали типа собачек трещотки. Именно наличие мелких деталей диктует особые требования к применяемым смазочным материалам. Смазка должна быть достаточно густой, чтобы удерживаться в подшипниках и на шестеренках, но не мешать работать мелким собачкам. Производитель рекомендует специальную густую белую смазку Nexus арт. Y04120800.

Смазка втулки NEXUS SG-3C41 после дождя.

При эксплуатации велосипеда в дождливую погоду следует защитить левый по ходу движения подшипник. Для этого нужно медицинским шприцем на 20 мл нагнетать смазку (здесь и для смазки других подшипников можно использовать Литол-24, Рубин) в отверстие пыльника под тормозным рычагом. Чтобы смазка проникла в подшипник, нужно совместить отверстие в пыльнике с отверстиями в корпусе втулки. Операция выполняется без снятия колеса с велосипеда.

Смазка подшипников втулки.

В начале сезона нужно смазывать все подшипники втулки. Для смазки подшипников придется снять колесо и частично разобрать втулку.
Смазываем подшипники правой стороны. Снимаем звездочку. Откручиваем контргайку и конус. Вынимаем маленький подшипник и промываем в бензине. Удаляем остатки смазки из чашки и с конуса подшипника. Наполняем чашку свежей смазкой и собираем узел. Конус на ось накручивается до упора. Зазор подшипников регулируется не здесь, а гайками с левой стороны втулки. Для смазки большого подшипника снимаем большой пластмассовый пыльник. Благодаря множеству прорезей, он легко снимается, если подцепить ножом. В кольцевую щель, открывшуюся под пыльником, пальцем втираем 5-10 мл смазки. Этого достаточно, чтобы значительно продлить срок службы подшипника. Ставим на место пыльник и звездочку.
Переворачиваем колесо и занимаемся левым подшипником. Откручиваем плоскую контргайку и свинчиваем с оси левый конус с тормозным рычагом вместе с пыльником. Промываем подшипник и очищаем от старой смазки беговые дорожки на конусе и на корпусе втулки. Закладываем свежую смазку и собираем в обратной последовательности. При сборке регулируем подшипники вращением конуса ключом «на 22». Рекомендуется оставлять в подшипниках чуть заметный люфт.

 

Промывка и смазка редуктора планетарной втулки.

Когда это делать? Наш покупатель ежедневно ездил на работу в любую погоду и оставлял велосипед на открытой площадке. После года эксплуатации втулка была забита ржавой кашей (см. фото), а в подшипниках появился большой люфт.
Тут уже без полной разборки, промывки и замены смазки не обойтись.

Снимаем с колеса звездочку и пластиковый пыльник с прорезями. Откручиваем с левой стороны контргайку и конус с тормозным рычагом и пыльником. Вытаскиваем весь механизм из корпуса в правую, по ходу движения, сторону колеса. Помещаем редуктор в сосуд с керосином, и пока он отмокает, промываем корпус втулки.
Жесткой кистью промываем редуктор и прополаскиваем в чистом керосине. Наносим смазку на зубья и оси сателлитов, зубья коронной шестерни и в подшипники. Небольшое количество смазки наносим на лепестки собачек и соответствующие им зубчатые дорожки на корпусе втулки.

ИЗЛИШНЯЯ СМАЗКА на собачках может помешать четкому переключению передач.

Собираем втулку в обратной последовательности. Механизм в корпус вставляется без лишних усилий, собачки препятствующие сборке аккуратно заправляем в корпус по мере продвижения механизма.
Регулировка подшипников описана в этой статье выше.